Помощь в трудной ситуации

Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)

Категории социально незащищённых детей
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей
  • Дети, проживающие в малоимущих семьях
  • Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
  • Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
  • Дети-жертвы насилия

Факторы социального риска

  • Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
  • Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
  • Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
  • Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
  • Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
  • Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие

Ребенок в трудной жизненной ситуации

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия

Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия

На что стоит обратить внимание
  • Утомленный, сонный вид
  • Санитарно-гигиеническая запущенность
  • Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
  • Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
  • Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
  • Боязнь идти домой
  • Жестокое обращении с животными
  • Стремление скрыть причину травм

Семья считается неблагополучной, если родители:

  • не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
  • не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
  • отрицательно влияют на их поведение
  • жестоко обращаются с детьми
  • страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
  • создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей

Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогами детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада.

На базе МБДОУ д\с «Солнышко»

открыт БЕСПЛАТНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

Целью работы консультационного центра является обеспечение прав родителей (законных представителей) на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи.

Обратившись к нам, Вы получите бесплатную помощь специалистовзаведующего ДОУ, медсестры, музыкального руководителя, воспитателей. Если у Вас нет возможности посетить наш консультационный центр, то Вы можете задать интересующий Вас вопрос по телефону:

 (4812)48-85-50.

Задачи Центра:

  1.  Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и детям, не посещающим дошкольное образовательное учреждение, для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в общеобразовательные учреждения;
  2. Оказание индивидуальной консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
  3. Своевременное диагностирование проблем в развитии у детей раннего и дошкольного возраста с целью оказания им педагогической помощи.

Специалисты Консультационного центра готовы помочь Вам:

  1. Если Вас тревожат какие-то моменты в развитии ребенка;
  2. Если Вы хотите задать вопрос и получить профессиональный ответ;
  3. Если для Вас важно повысить свой педагогический статус.

Вы можете получить консультацию по вопросам:

       - воспитания, обучения и развития детей от1 года до 8 лет;

       - детско-родительских отношений;

       - трудностей в поведении ребенка;

       - адаптации ребенка в детском коллективе;        

       - медико-профилактического направления.

Если Вы считаете, что помощь нужна Вашему ребенку, то наши специалисты помогут определить:

  1. Уровень психологической готовности к обучению в школе;
  2.  Уровень развития познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение);
  3. Уровень речевого развития.

P.S.  Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, педагоги формируют и реализуют систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия.

   БЕЗНАДЗОРНОСТЬ. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Федеральный закон РФ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к категории безнадзорных относит таких детей, «контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц».

    Причины безнадзорности:

- утрата детьми одного или обоих родителей, условия труда и быта взрослых членом семьи (длительные командировки или состояние их здоровья), не позволяющие в должной мере заниматься воспитанием детей,

- неблагоприятная обстановка в семье ( конфликты, разводы, аморальный образ жизни родителей и т.п.) и в детском коллективе ( отсутствие взаимопонимания со сверстниками, с педагогами в результате авторитарного стиля воспитания, неудачи в учебном процессе и др.).

Безнадзорность также является следствием низкого уровня социально- бытовых условий жизни взрослых, практически не оставляющих им времени на общение с детьми, нередко к безнадзорности приводит педагогическая неграмотность взрослых членов семьи, незнание или непонимание родителями своих обязанностей по отношения к детям, их педагогически неправильная позиция, выражающаяся в удовлетворении материальных потребностей детей, в недостаточной требовательности к детям, нежелании контролировать их образ жизни ( в т.ч. распорядок дня, выполнение домашних заданий), интересоваться детскими увлечениями, кругом общения.

Воспитание гармонично развитой личности — задача не только педагогов, но и родителей.

         Советы родителям

  • Ребёнок ни в чём не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.
  • Ребёнок - не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
  • Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт присутствия в семье.
  • Во многих капризах и шалостях ребёнка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.
  • Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребёнке. В то лучшее, что в нём ещё будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

        Правила позитивного общения с ребёнком

  • Безусловно принимайте и уважайте ребёнка.
  • Если вы рассержены на ребёнка, нужно выражать своё недовольство. Но не ребёнком в целом, а его отдельными действиями.
  • Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства. Раз чувства у него возникли, значит, для этого есть основания.
  • Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в неприятие ребёнка.
  • Активно выслушивайте его переживания и потребности.
  • Будьте (читайте, играйте, занимайтесь) вместе.
  • Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется.
  • Помогайте, когда он просит. Поддерживайте успехи.
  • Делитесь своими чувствами.
  • Конструктивно разрешайте конфликты.
  • Используйте в повседневном общении приветливые фразы.
  • Обнимайте не менее 4 –х, а лучше по 8 раз в день.

         Ребёнок учится тому, чему его учит жизнь

  • Если ребёнок живёт в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.
  • Если к ребёнку относятся враждебно, он учится драться.  Если ребёнка высмеивают, он учится быть застенчивым.
  • Если ребёнка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если ребёнок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.
  • Если ребёнка поощряют, он учится уверенности в себе.
  • Если ребёнка хвалят, он учится благодарности.
  • Если к ребёнку относятся честно, он учится справедливости.
  • Если ребёнок растёт в безопасности, он учится доверять.
  • Если к ребёнку относятся с одобрением, он учится любить себя.

         Семь правил для взрослых

  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным.
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».
  • За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за вс сразу, а не по одному за каждый. Наказание – не за счт любви, что бы ни случилось, не лишайте ребнка заслуженной похвалы и награды.
  • Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные взрослые, ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребнку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
  • Наказан – прощн. Инцидент исчерпан. Страница переврнута, как ни в чм не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
  • Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребнком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребнок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
  • Ребнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

      Система принципов семейного воспитания

  • Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
  • Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.
  • Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
  • Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.
  • Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.
  • Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
  • Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.   

Бесспорным является то, что семья может и должна взять на себя главную ответственность за воспитание своих детей. Опыт многих семей показывает, что там, где родители — первые учителя, воспитатели, которые всегда рядом со своими детьми, понимают и любят их, совместно ищут выход из сложных жизненных ситуаций, — ребенок никогда не станет безнадзорным. 

Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатны по всей России

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie