Экологическая страница
"Природой нужно дорожить,
стараться меньше ей вредить"
Человек не может жить, не используя богатств природы. Но при этом нужно уметь использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки.
Природе плохо и ей надо помочь. Леса, луга, реки, озера — это наш общий дом, а животные и растения — наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет, нужно относиться бережно.
Мысль единства человека и природы – является ведущей идеей экологической работы, организованной в нашем МБДОУ д/с "Солнышко".
Именно в детском саду закладываются основы экологической культуры, поэтому с дошкольного возраста необходимо формировать мировоззрение детей, основанного на представлении о своем единстве с природой.
Цель и задачи экологического воспитания в детском саду
В соответствии с ФГОС ДО основная цель экологического воспитания —воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.
Для достижения этой цели решаем следующие задачи:
- Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.
- Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.
- Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
- Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
- Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений(интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Нормативно-правовые документы, которые должны учитываться при работе с детьми по экологическому воспитанию:
- Закон “Об образовании в Российской Федерации”
- Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды”
- ФГОС ДО
В нашем детском саду организована систематическая деятельность по экологическому воспитанию дошкольников, в рамках которой мы используем следующие формы и методы:
- Экологические акции.
- Экологические выставки.
- Экологические сказки, развлечения, игры и конкурсы.
- Экологические игры.
- Наблюдения.
- Экологические проекты с участием педагогов, воспитанников и их родителей.
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира.
Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.
Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне.
Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.
Документы
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТКИ
Не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц.
Не бейте стекло, поранитесь сами и нанесете вред обитателям леса.
Нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей.
Не обижайте диких животных, они опасны в разъяренном состоянии.
Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны и барабаны!
Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!
Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
Убирайте за собой мусор!
Не разжигайте костры!
Берегите прекрасный мир растений!
При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чем они росли!
Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!
Чтобы в лесу было чисто, не оставляй после себя мусор, всегда уноси его с собой. Из-за мусора природа становится непригодный для жизни животных.
Чтобы в лесу не было пожара, не оставляй там горящий костер. Пожар приведет к гибели всего живого.
Будь другом животных, не разоряй гнезда птиц, муравейников, норы зверей, животные могут остаться без дома.
Чтобы в лесу и на лужайках было красиво, не вытаптывай траву, ходи по тропинкам.
Не ломай ветки, деревьев и кустарников, не рви цветы с корнем.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников используются различные формы экологического воспитания:
а) массовые;
б) групповые;
в) индивидуальные.
К массовым формам относят работу детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, природоохранные праздники, конкурсы, ролевые игры, работы на участке.
К групповым формам относят экскурсии по изучению природы, экологический практикум.
Индивидуальным формам относят наблюдения за животными и растениями, творческую деятельность.